Реальное образование -
для реальной жизни

Адрес приёмной комиссии:
г. Магадан, ул. Портовая, 13, ауд.1104
Телефон для справок по приёму:
(4132) - 63-00-21, pk@svgu.ru

О профессиях - с интересом!

Печать

К списку статей


Прошло почти полвека, как первые студенты МГПИ получили дипломы, подтверждающие профессиональные знания педагогов. Но до сих пор многие из них не покидают школьные и студенческие аудитории, проводя уроки, лекции, семинарские занятия, что говорит о безграничной преданности избранной специальности.

Тысячи выпускников средних школ и учреждений дополнительного и дошкольного образования Магадана благодарны труду учителей, воспитателей, преподавателей вузов, получивших высшее профессиональное образование в стенах первого в Магадане вуза. За эти годы у их воспитанников были сформированы не только предметные знания, умения и навыки, но и желание постоянно совершенствовать свой кругозор, выходить за пределы учебников, познавать особенности социально-экономического развития нашего северного края.

Решение об организации МГПИ было принято в 1960 г . по постановлению Совета Министров РСФСР, занятия же начались с 3 октября 1961 г . после традиционного для учебных заведений города трудового семестра. Коллектив преподавателей, возглавляемый Г.Ф. Севильгаевым, бывшим заведующим Магаданским городским отделом народного образования, впоследствии доктором педагогических наук, профессором, состоял тогда из 16 человек, среди них только трое были кандидатами наук.

Этому знаменательному событию предшествовало обсуждение на бюро Магаданского обкома КПСС 10 мая 1955 г . вопроса об организации в Магадане государственного педагогического института в составе четырех факультетов: русского языка и литературы, физико-математического, химико-биологического и факультета физического воспитания с приемом студентов 1955 г . в количестве 210 человек.

База для решения этого вопроса была: в 1955 г . открыли в Магадане педагогическое училище, многие педагоги Колымы и Чукотки являлись заочниками Хабаровского педагогического института и других педагогических вузов Дальнего Востока и центра России.

Учреждения образования области, существующей всего два года, крайне нуждались в квалифицированных кадрах, и потому актуальность тематики бюро обкома КПСС была несомненна.

25 сентября 1957 г . бюро вновь обсуждает этот вопрос и принимает постановление об открытии с 1 января 1958 г . в Магадане консультационного пункта Хабаровского заочного педагогического института с четырьмя отделениями: педагогическим, физико-математическим, историко-филологическим и естественно-географическим с общим количеством студентов-заочников 300 человек.

Однако потребовалось еще время и организационные усилия, чтобы в молодом областном центре Магадане создать дневной вуз с одновременным заочным обучением студентов.

2 октября 1961 г. на митинге, посвященном открытию МГПИ, председатель Магаданского облисполкома И.П. Чистяков заявил: «Педагогический институт должен стать кузницей коммунистических кадров, готовить советских народных учителей, до конца преданных родной партии и народу».

Практика социально-экономического развития страны показала утопичность планов КПСС, но становление системы народного образования в Советском Союзе, в том числе на Колыме и Чукотке, позволило создать в 1960—80-х гг . прошлого века армию педагогов-профессионалов. Выпускники школ Магаданской области в большинстве поступали в вузы страны, выпускники МГПИ впоследствии становились коллегами своих преподавателей, видными представителями областных общественных организаций и государственных учреждений.

20 сентября 1963 г . бюро Магаданского обкома КПСС обсудило вопрос об оказании помощи МГПИ. В принятом постановлении отмечалось, что за 2 года существования института значительно увеличился контингент студентов: на трех факультетах — историко-филологическом, физико-математическом, педагогики и методики начального образования — обучалось 1200 человек, учебно-методический процесс обеспечивали 64 педагога, из них 8 кандидатов наук. Вместе с тем институт испытывал сложности не только с профессиональными кадрами профессорско-преподавательского состава, но и укреплением материально-технической базы, жилищно-бытовых условий работников вуза и студентов. Только к 1987 г . активизировали строительство новых корпусов учебных помещений и общежития МГПИ.

Как не вспомнить сегодня бывших студентов, ставших кандидатами наук: физико-математических — В.И. Климова, М.А. Аниськина, С.Д. Пеньевского; исторических — Т.П. Некрасову, Г.М. Луговую, С.В. Гунько, В.Г. Зеляка, Н.Н. Жукова, С.А. Шулубину; единственного в городе кандидата политических наук А.Ю. Волчкова; кандидата юридических наук И.В. Логинову; кандидатов филологических наук — А.А. Соколянского; представителя педагогической династии — А.А. Антипова; докторов наук — А.А. Орехова, В.Х. Сахибгоряева, В.И. Пинковского...

Через 35 лет звание Заслуженного учителя РСФСР получили 12 выпускников МГПИ. Среди самых высококвалифицированных специалистов выделим супругов Ю.В. и В.Ф. Неугасовых, П.А. и Н.В. Хаперских, В.П. и Р.П. Саранчук (Магадан), В.М. и Е.А. Маленчук (Сокол)…

Ряд бывших студентов стали руководителями школ, профессиональных учебных заведений, отделов народного образования: Л.И. Ястребова (Стекольный), Н.А. Маслова (Спорное), С.В. Прусс (Дукат), Л.Н. Башарина (пос. Энмелен Провиденского района), Л.И. Павлова-Дышлевич (пос. Ваеги Анадырского района). Авторитет Людмилы Павловой на Чукотке был настолько велик, что ее избрали членом ЦК КПСС.

Педагогический стаж заместителя директора гимназии № 30 С.М. Карелиной-Кузнецовой составляет 44 года, она Отличник просвещения и Почетный работник образования Магаданской области, так же отмечен труд филолога по образованию И.П. Домниковой-Яценко, методиста областного Центра детского технического творчества из первого набора МГПИ 1961 г .Десятки лет она руководит кружком начального конструирования и моделирования, формируя у младших школьников творческое мышление и практические навыки.

Ее сокурсница Т. Шимко-Казетова организовала кукольный театр «Кичетоза» и более 30 лет руководит уникальным детским коллективом, заслужив самые высокие оценки. Любовь к музыке, театру, культуре она привила и своему сыну, тоже выпускнику МГПИ, ныне заместителю мэра г. Магадана Ю.М. Казетову. Не случайно он стоял у истоков первого в городе коллектива КВН и сейчас является шефом квнщиков.

Более 25 лет руководит областным краеведческим музеем Заслуженный работник культуры России С.Г. Бекаревич, много лет возглавлял профессиональный лицей № 1 в Магадане Заслуженный учитель профтехобразования РФ Н.Д. Мельник.

Директор Магаданского областного института повышения квалификации педагогических кадров А.И. Радовская стала Заслуженным учителем России и кандидатом педагогических наук.

Выпускники набора 1961—1963 гг . — Т.П. Степанова-Юрченко, Е.М. Карелина-Соловьева, Л.М. Конарева — продолжают трудиться педагогами. Т.П. Юрченко, Отличник системы профтехобразования, 30 лет работает в профессионально-техническом училище № 3 г . Магадана, до этого 8 лет трудилась в школах Чукотки. Ее усилиями был создан первый музей истории профтехобразования в Магаданской области.

Особую группу выпускников МГПИ представляют бывшие учащиеся Магаданского педагогического училища. Со знанием дела они продолжили свое образование и заслужили высокую профессиональную оценку коллег: методист городского методического кабинета, Отличник просвещения С.В. Деменева-Титова, преподаватель Северного гуманитарного лицея, Заслуженный учитель России С.Г. Веселяева, учитель истории средней школы № 7 г . Магадана, Почетный работник образования Магаданской области Т.Т. Зябликова…

Большой любовью учащихся средней школы № 1 г . Магадана пользовался историк, Отличник просвещения Е.Е. Крашенинников. Его уроки, всегда методически выверенные, отличались набором приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, зачастую выходили за рамки школьных учебников.

Вспоминаются преподаватели, часть из них стали известными всей стране, например, академик В.А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, историк и писатель В.Н. Балязин, М.Г. Ширкевич, автор вузовских учебников по физике.

Выпускники МГПИ успешно занимались общественной работой, им доверяли выборные должности. Т.Ф. Кононова, Заслуженный учитель России, была депутатом Магаданского городского Совета трудящихся, В. Зуйков возглавлял Стекольнинский поссовет.

Много лет вели трудовое обучение в МГПИ преподаватели М.Я. Игнатюк и В.К. Будашов, истинными помощниками студентов и преподавателей вуза проявили себя выпускницы Магаданского педагогического училища и МГПИ библиографы Д. Корепанова, Н. Климашевская, заведующая кабинетом кафедры социологии и политологии Г.В. Позднякова.

Говоря о прошлом, сразу вспоминаешь яркую, весеннюю студенческую жизнь, украшенную спортивными соревнованиями, костюмированными новогодними балами, выступлениями агитбригады, выезжавшей на горные полигоны области и на Камчатку , археологическими экспедициями по Северо-Востоку России, художественной самодеятельностью, первыми научными публикациями студентов, практикой работы в летних пионерских лагерях и на городских детских площадках. Именно там приобретался опыт будущих мастеров-педагогов.

В моей преподавательской работе помогала практика чтения лекций в различных аудиториях: школьных, студенческих, рабочих, когда по путевкам общества «Знание», я, будучи студентом, знакомил своих земляков с историей освоения Колымы и Чукотки, не скрывая особенностей лагерных зон, существовавших в 1930—50-х гг . в нашем регионе.

Вот уже 45 лет обучаю школьников и студентов историко-общественным дисциплинам, разъясняю основы регионального компонента содержания образования, то есть организую их работу с материалами краеведения. Результаты своих исследований за эти годы опубликовал в 150 научных, публицистических и учебно-методических изданиях, востребованность которых подтверждают работники библиотек, научных и учебных учреждений.

Ранний интерес к краеведению проявил и О.М. Фокас, он много лет работал научным сотрудником Областного краеведческого музея, затем после окончания второго вуза стал известным юристом — консультантом Магаданского обкома профсоюзов.

Каждый из названных выпускников МГПИ, помимо профессиональных знаний, обладал качествами, которыми был интересен своим ученикам.

Так, например, выпускник физико-математического факультета Евгений Абельмас много лет руководил станцией детского технического творчества в Магадане, последние годы работает тренером детских хоккейных команд. Это увлечение пришло к нему в студенческие годы, когда в рядах сборной Магаданской области он защищал спортивную честь на хоккейных площадках Дальнего Востока и Сибири.

Доктор философских наук, профессор кафедры гражданского права и процесса СВГУ Вадим Сахибгоряев, получивший историческое образование в стенах МГПИ, пишет стихи, повести, публикуется в магаданских изданиях: альманахе «На севере Дальнем», журналах «Колымские просторы», «Спутник авиапассажира».

Историк Иван Силко в студенчестве увлекался боксом, выполнил норму мастера спорта СССР и стал тренером. Его примеру последовали многие выпускники, став наставниками молодежи в различных видах спорта, достигнув высоких показателей и почетных званий в России и Советском Союзе… Вот этой активной, инициативной, общественно-полезной деятельности хочется пожелать будущим выпускникам университета. Главное, не быть равнодушными людьми, всегда и везде быть порядочными во всех отношениях, ответственными за свои поступки и мысли, самокритично оценивать свою деятельность, стараясь быть полезными обществу. Помнить о своей альма-матер — высшей школе, вооружившей на многие годы специальностью и определившей жизненный путь. Не забывать своих однокурсников и преподавателей, быть им признательными, ведь они вложили в ваше становление как личности значительный вклад.

Давид Исумурович Райзман,
выпускник Магаданского педагогического училища (1961),
историко-филологического факультета МГПИ (1985),
Заслуженный учитель РФ,
член Союза журналистов России,
Почетный работник образования Магаданской области,
доцент Магаданского института экономики
Санкт-Петербургской академии управления и экономики